2. Период после 1945 года
По окончании войны история православия в пределах бывшей Восточной Пруссии стала развиваться совершенно по другому сценарию. 17 октября 1945 года следуя решениям Ялтинской и Потсдамской конференций, Кенигсберг с прилегающими землями был включен в состав СССР. Южная часть Восточной Пруссии отошла к Польше.
В апреле 1946-го в составе РСФСР образовалась соответствующая область, а спустя три месяца ее главный город получил новое название – Калининград.
Приехав в 1945 г. на территорию бывшей Восточной Пруссии, первые переселенцы столкнулись с отсутствием православной церкви. Как известно, в Восточной Пруссии православие не входило в число ведущих религиозных течений. Согласно переписи 1925 г. состав населения Кенигсберга, самого крупного города Восточной Пруссии, по религиозному признаку был следующим: евангелисты составляли 89,3 %, католики – 4,7 %, православные – 0,3 %. Ни одного православного храма здесь не было. Службы проходили в приспособленных помещениях.
Массовое заселение области выходцами более чем из 20 областей России, из Белоруссии, Мордовской, Марийской, Татарской АССР, начавшееся с июля 1946 г., сопровождалось и распространением религиозных воззрений, выразившихся главным образом в желании верующих иметь свою православную церковь.
Ровно сорок лет потребовалось жителям Калининградской области доказывать местной власти необходимость официального признания православной общины и открытия православного храма.
В Государственном архиве Калининградской области хранятся документальные материалы, которые позволяют получить довольно полное представление о том сложном пути, который выпал на долю православных верующих в нашем регионе. Долгое время хранившиеся под грифом “секретно”, эти документы после рассекречивания все чаще привлекают внимание исследователей.
Уже в 1947 г. началась борьба православных верующих за открытие церквей и регистрацию церковных общин (двадцаток). Лишь в центральные органы власти до 1956 г. они подали более полутора десятка ходатайств. Подобных прошений, адресованных местным властям, были многие десятки. Некоторые из них имели свыше 200 – 300 подписей.
Помощь калининградским православным пытались оказать Патриарх Алексий I (Симанский), архиепископ Виленский Корнилий (Попов) и, даже, председатель Совета по делам Русской православной церкви при Совете Министров СССР Г.Г.Карпов. Итог был отрицательным. Отказали местные власти. Партийное руководство региона предпочитало сохранять атеистический статус молодой советской области.
Ответом на позицию властей стала подпольная церковная деятельность. В различных городах и селах региона совершались нелегальные богослужения. Их проводили заштатные священники, монахи и простые миряне. В районах приграничных Литовской ССР массовым явлением стали выездные службы духовенства Виленской епархии, из Белоруссии и из других мест. Отдельные калининградцы, имевшие особо крепкую веру, допускали антикоммунистические поступки – запрещали детям вступать в пионеры, не участвовали в колхозном строительстве.
В годы новой волны гонений на Церковь (конец 1950-х – первая половина 1960-х г.) масштабного разгрома православных общин в регионе не было. Они находились в подполье (в том числе существовала, по крайней мере, одна группа катакомбников), являлись малочисленными (от нескольких человек до двух – трех десятков), не отличались устойчивостью и стабильностью своего состава. Такие конфессиональные группы трудно было контролировать. Атеистическая пропаганда тоже не принесла православным верующим большого урона. Она ориентировалась преимущественно на «сектантов», либо на борьбу против абстрактных «религиозных предрассудков».
В 1967 г. под воздействием общесоюзных и внешнеполитических факторов в Калининградской области была зарегистрирована первая советская религиозная группа – община евангельских христиан-баптистов. В скором времени это конфессиональное объединение открыло в Калининграде молитвенный дом и до 1985 г. оставалось единственной легализованной религиозной группой в регионе.
Последний период в истории подпольной деятельности калининградских православных верующих наступил с конца 1978 г. В декабре этого года в регионе была воссоздана религиозно-политическая структура – уполномоченный Совета по делам религий при Совете Министров СССР (СДР) по Калининградской области. Учрежденную должность занял Ю. Я. Махобайский.
В целом он занял позитивную позицию по вопросу легализации нелегальных православных общин. 25 февраля 1985 г. Калининградский горисполком городского Совета народных депутатов принял решение о регистрации православного общества в г. Калининграде, а 1 марта того же года оно было продублировано исполнительным комитетом Калининградского областного Совета народных депутатов. 23 апреля 1985 г. СДР утвердил эти решения. Православной общине г. Калининграда передали развалины бывшей немецкой кирхи Юдиттен (возведена в 1288 – 1298 гг.).
Колокольня кирхи была разбита, повсюду валялись груды кирпичей, вырос кустарник. Одна стена отсутствовала. Как заметил один из чиновников – активных атеистов, посетивший восстановление, «Прихожане 40 лет добивались регистрации прихода, а теперь 40 лет будут его восстанавливать».